Психолог советует не забывать о маленьких радостях даже во время войны / фото УНИАН (Сергей Чузавков / Александр Синица)

Сейчас очень часты случаи, когда человека резко осуждают за простые житейские желания и буквально вгоняют в чувство вины. Наблюдется повальная истерия под общим рефреном - "сейчас война, а вы тут такое (хотите, спрашиваете, думаете, делаете)…". 

"Такое" - это все вопросы, которые не касаются войны, страданий, переживаний, молитв, и прочих несчастий, а касаются каких-то житейских вопросов, связанных не с вопросами выживания, а просто про жизнь. 

Наблюдаю, как гнобят девчонок, если они осмелились спросить, делает ли кто-то маникюр-стрижку-какую-то красоту. Наблюдаю, как гнобят тех, кто выкладывает фото не со страданиями и разрушениями, а с красотой и цветочками. Наблюдаю, как гнобят тех, кто спрашивает про груминг для своих животных. Видела, как морально растерзали в клочья парня, который в местной группе спросил, где можно купить сигарет…

Видео дня

Просто тотальное осуждение тех, кто выбирает жить, а не только выживание. 

Синдром страдальца преподносится как высшая добродетель, а тех, кто пытается уйти от страданий, заставляют чувствовать вину за то, что они выбирают что-то жизнеутверждающее. Это - позиция жертвы: если мне плохо, то все вокруг тоже должны страдать.

Просто тотальное осуждение тех, кто выбирает жить, а не только выживание

Сегодня я проводила консультацию, и человек, с которым я работала, прямым текстом мне сказал: "Я запрещаю себе радоваться и делать то, что могло бы принести хоть немного радости в мою жизнь. Мне кажется, тем самым я предаю тех, кому сейчас хуже, чем мне, и я чувствую за это вину". За какую свободу мы тогда боремся, если возводить страдание в культ? Зачем тогда тысячи жертв, если все равно продолжать страдать до бесконечности?

В нашей ментальности очень навязана мысль страдания во имя чего-то. У нас культ страдания во имя умерших. А сейчас он еще и отягощен так называемой виной выжившего. Это чувство появляется тогда, когда человек пережил опасные события, в которых другие погибли или очень пострадали. И именно это чувство вины заставляет человека наказывать себя и окружающих за то, что они хотят того, чего другие уже не могут себе позволить.

Вина выжившего заставляет сейчас чувствовать себя виноватым за мысли и желания, которые связаны с тем, что жизнь продолжается. Ведь это дело житейское – хотеть вкусной еды, маникюр, чистую голову, красоты, уюта и радости. И именно на попытку как-то порадовать себя высказываются самые жестокие обвинения. На старание как-то приукрасить собственную жизнь объявляется практически охота на ведьм. 

В нас глубоко прошит запрет на радость. Радость всегда нужно было заслужить, заработать, оправдать. Радость всегда откладывали на потом, и для нее нужен был веский повод. А сейчас так вообще радость приравнивается к кощунству и преступлению: как можно радоваться, когда война и люди страдают?

Но именно здесь очень важно понять, что все, что происходит – происходит ради жизни и ее продолжения. Разве мы отстаиваем свободу, чтоб вы всю свою дальнейшую жизнь превратили в страдание? Или все это во имя того, чтоб оставшиеся жить – действительно жили, а не занимались вечным страданием?

Все, что происходит – происходит ради жизни и ее продолжения

Именно простые житейские дела и маленькие радости дают возможность жить дальше и справляться со всем, что навалилось сейчас. Психика должна восстанавливаться, а рутина, бытовые привычные мелочи и маленькие радости – это те островки безопасности и отдыха, за счет которых мы восстанавливается от стресса.

Важно понять: то, что происходит с вами, и то, что происходит с другими людьми – не одно и то же. Отождествляя себя со страданием других, вы не делаете лучше ни себе, ни тем, кому плохо. Им от этого не станет легче. А ваша задача – сделать так, чтобы в мире стало хоть немножко меньше боли и страдания, и хоть на капельку больше радости и спокойствия. 

Поскольку вы можете нести ответственность только за себя и влиять только на себя и на свою жизнь, вот, и начните с себя. Подумайте, от чего вы отказываетесь сейчас из-за того, что вам кажется - сейчас не время. Делали бы вы это, если бы не испытывали вину и стыд?

Составьте список того, что сейчас вам может принести спокойствие, радость, удовольствие и удовлетворение. И вспомните простую истину: "Хочешь изменить мир – начни с себя". Хочешь, чтобы прямо сейчас в мире стало больше радости и спокойствия? Что там у вас по списку? Начинайте это воплощать! Прямо сейчас.

Ольга Токий, психолог