Патофизиолог Василий Нагибин о прививке от COVID-19: Уже идет дележка вакцин. Страны выстраиваются в очередь, спорят, кому сколько процентов перепадет, кого вакцинировать первыми
Патофизиолог, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник Института физиологии им А.А. Богомольца Василий Нагибин рассказал в интервью об основных мифах по укреплению иммунитета, высказал мнение ученых о российской вакцине от COVID-19 и объяснил, что может помочь оставаться здоровым.
В сети можно найти много советов о том, как укрепить иммунитет. Стоит ли им верить?
Словосочетание «слабый иммунитет» используется очень часто. Но пока вы скажете: «Надо укрепить иммунитет», за эти секунды ваш организм убьет, скажем, три вируса и пять опухолевых клеток.
Если иммунная система пропустила один вирус, это не значит, что она слабая или неактивная. А если взять человека с автоиммунным заболеванием, у которого иммунная система повреждает свои органы, свои здоровые ткани, он навряд ли захочет усилить иммунитет. Куда усиливать, если он своих бьет? «Укрепление иммунитета» - спорное словосочетание.
И если широко посмотреть на вопрос, то помочь иммунитету трудно. Он гибкий. Это пластичная система, она всегда занята задачей: где отвечать, где не отвечать на опасность. Если я порезал палец, там начнется воспаление, иммунная система ответит. В соседнем пальце «усиленного иммунитета» не будет. Еда для нашего организма – вся чужеродная, это антигены. В кишечнике- триллионы бактерий, но иммунная система не атакует их. Но если туда попадает «зараза» - отвечает.
Из-за такой пластичности трудно угадать, как именно надо помогать иммунной системе. Есть наследственные заболевания, «иммунодефициты», недостаточность иммуноглобулина. В этом случае вводят то, чего нет в организме. Что вводить здоровому человеку? Как угадать: когда и что мы съедим или вдохнем? Чрезмерно усилим – получим автоиммунное заболевание.
А как же «канонические» средства: чеснок, лук, витамин «С»? Правда, что мед – один из самых полезных для иммунитета продуктов?
Лук и чеснок работают по тому же принципу, что и горчичник. Эффект не вечный, пятнадцать минут - и прошло. Не повредит, но никакой гарантии не дает. Они имеют антибактериальное действие. Съест их человек или нет, вирусу все равно.
Да, лук богат витамином «С». Но последний – антиоксидант, он полезен, если воспаление уже началось, а не для профилактики. В меде есть витамины, полезные микроэлементы, возможно, антибактериальные вещества (но вряд ли они действуют на вирусы). Но есть и критика, продукт – сладкий, бактерии его тоже с удовольствием поглощают. Мед критикуют за то, что в нем прекрасно сохраняются споры, там могут быть «законсервированы» бактерии, которые живут без кислорода. Я слышал, что ботулизм через него передается. По-хорошему, надо мед проверять.
Я остерегусь от советов по «укреплению иммунитета». Я бы сказал, что важны полноценное питание и полноценный сон. Спорт, физические нагрузки могут повысить кровоток. Особенно это полезно, тем, кто весь день сидит в офисе.
Что скажете о рекламе, в которой говорят, что для иммунитета полезны йогурты?
Очень важным регулятором иммунной системы является микрофлора кишечника, микробиота. У взрослого человека в кишечнике находится полтора килограмма бактерий. Они являются антигенами, но иммунная система их не трогает. И она может на них «потренироваться», как на боксерской груше. Бактерии выделяют много всевозможных веществ, продукты жизнедеятельности, токсины. Они помогают переваривать некоторые продукты, ряд веществ проникают в мозг и способны влиять на перепады настроения. И была научная статья: «Кто кого контролирует: иммунная система бактерии или наоборот?». Микрофлора должна выделять вещества, которые нужны для регуляции иммунной системы.
Для правильной микрофлоры нужно много клетчатки, человек ее не переваривает, но бактерии ее любят. Я не склоняю к вегетарианству, можно есть, что угодно, но человеку нужно 30-50 граммов клетчатки в сухом виде в день. Это позволяет заселить кишечник бактериями, которые будут помогать иммунной системе.
Насколько эффективны прививки? От чего они могут защитить?
Если упростить, то за реакцию на вирусные заболевания отвечают, преимущественно Т-лимфоциты. Они распознают определенные антигены, белковые молекулы. Они учатся этому и, в тоже время, должны не распознавать свои белки (этому тоже надо обучиться). Мы не можем использовать «обученные» Т-лимфоциты другого человека (того, кто переболел, скажем, коронавирусом), для нас они будут чужеродными. Но мы можем брать свои Т-лимфоциты, и как-то их учить на конкретном вирусе. Такие эксперименты проводятся, например, для создания противоопухолевых вакцин. Выявлено много конкретных мутаций, которые приводят к появлению опухолей. Эти мутации проявляются в виде «неправильных» белков. Зная, какой белок может появиться, мы можем работать с Т-лимфоцитами конкретного человека.
И можно сделать «укол от рака»?
Это сильное преувеличение. Вакцины против опухолей существуют уже давно, но они на стадии разработки. Одни антитела к этим белкам опухоли, другие учат лимфоциты… Есть масса вариантов, подходов.
Классическая вакцина – ввести ослабленный вирус, иммунная система научится его распознавать и будет в будущем ловить. Можно взять белок с мутацией и ввести его, иммунная система обучится, и будет с большей вероятностью его ловить. И можно учить Т-лимфоциты в пробирке и возвращать. Если не ошибаюсь, сейчас проходят клинические испытания на послеоперационном этапе. После удаления опухоли и метастазов, теоретически, могут остаться опухолевые клетки, чтобы они не разрослись, вводят такие противоопухолевые вакцины.
Повторюсь, научное понятие «противоопухолевая вакцина» существует, но эти препараты не используется в клиниках массово, в протоколы лечения не включены. Они на этапе исследования.
Давайте вернемся к прививкам от вирусов. Когда начнется вакцинация от COVID-19?
Вакцину можно сделать против любого вируса. В гонке по созданию препарата для COVID-19 есть два лидера. Можно было бы выделить коронавирус и, например, ослабить его ультрафиолетом, потом ввести, чтобы иммунная система отреагировала на антигены. Так делать боятся. Неизвестно, какие будут последствия. Но можно выделить белки в чистом виде и вводить их. И есть направление работы, основанное на кросс-реактивности. Sars-cov-2 относится к большой группе вирусов, у него есть белки, свойственные всем коронавирусам. К слову, если человек где-то когда-то сталкивался с коронавирусом (врачи могли поставить диагноз ОРВИ), у него шанс заболеть ниже.
Одни лаборатории пошли классическим путем - они хотят выделить спайк-реактивный белок, ввести, получить антитела, последние и будут ловить вирус. Вторые хотя применить на людях рнк-вакцину, будут вводить не белок, а его генетический материал. Такие вакцины использовались в животноводстве для крупного рогатого ската, и довольно эффективно, но на людях никто их не применял.
И на каком этапе «гонка»?
Уже идет дележка вакцин. Разные страны выстраиваются в очередь, спорят, кому сколько процентов перепадет. Прогнозируют целые «войны вакцин», поскольку на всех их не хватит, и стоить они будут не дешево. Идут споры, кого первыми вакцинировать: кто-то горит о медработниках, а кто-то почему-то о полиции.
Сами вещества уже сделаны. Но их не выпускают в люди, хотят удостовериться, что они безопасны. Нужно время, чтобы узнать, есть ли удаленные последствия. Лабораторная работа – не самый длительный этап, нужны клинические испытания. Они проводятся на добровольцах, а учитывая, что вирус новый, с ними не густо.
Что касается вакцины, которая якобы в России вышла, то удивляет скорость, с которой ее сделали. Они не шли хитрыми путями, взяли спайк-белки, используют их для иммунизации. Они говорят, что применяют изолированные белки, а не ослабленный вирус, и угрозы нет. Но общее мнение – скептическое. Считается, что слишком быстро и подозрительно легко все получилось. Возможно, россияне решили: «Раз никто не умер после первого укола, давайте колоть всем». Они явно пренебрегают международными правилами, опасностью, которая может скрываться и дать о себе знать через время.
Можно ли не заболеть коронавирусом без прививки?
Теоретически, да. Есть антитела или клетки памяти, которые выработались при контакте с другим коронавирусами, и распознают их на ранней стадии, поймают и не пустят. С другой стороны, есть описание повторных случаев. Это значит, что иммунитет не стойкий, как в случае с гриппом. Он не защищает полностью, но регулирует тяжесть заболевания, особенности протекания болезни и вероятность заразиться.
Есть научные статьи о том, что кто прививался от чего-то или не прививался от чего-то, поэтому легче или хуже перенес COVID-19. Но заключения основаны на небольших выборках людей (скажем, в одном госпитале было 30-50, до 100 человек).
Как бы то ни было, надо остерегаться заражения. Носить маски, мыть руки, ходить пешком, а не залазить в набитый транспорт.
Что такое «коллективный иммунитет» и когда он начнет работать?
Это состояние, когда иммунитет у большого числа людей, они не переносят инфекцию и не передают ее незащищенным. Это цель программ по вакцинации. Но если иммунитет окажется не стойкий, то и коллективный иммунитет будет не стойкий. В этом случае сформируется сезонность заболеваемости: пик - иммунитет - следующая волна.
Влад Абрамов